Finversia.ru,
31 октября 2019 г.
На свой страх и риск: банки стали выдавать автокредиты без автокаско 565 просмотров
В России набирает популярность новый вид кредита на покупку автомобиля - сразу несколько банков предлагают кредиты без автокаско. Преимущество таких продуктов в простоте и скорости, недостатки – в стоимости. Есть ли перспективы у этого рынка и как новации отразятся на страховщиках?
Автокредиты без обязательного оформления автокаско в продуктовой линейке лидеров рынка присутствовали всегда. Однако этот вид кредитования не пользовался большим спросом. Ведь покупая новый автомобиль, люди, в большинстве случаев, стремятся застраховать покупку. Кроме того, кредиты с автокаско (для покупок на первичном рынке) обычно преобладают в банковских портфелях, их доля, по разным оценкам, составляет 85-95%. Обратная картина наблюдается на вторичном рынке – там, где стоимость страхования для поддержанных автомобилей резко возрастает. К примеру, на третий-четвёртый год страхования стоимость автокаско может доходить до четверти от стоимости авто и даже больше. Поэтому почти каждый второй кредит на подержанную машину выдаётся без страхования.
Однако в последние два года спрос на кредиты без автокаско на новые авто начал расти. Это связано с тем, что банки почти выбрали базу «хороших» заёмщиков, а также с общим снижением покупательского спроса в связи с падением шестой год подряд реальных доходов населения. Одним словом, денег у людей становится всё меньше и появляется экономический смысл в том, чтобы сэкономить несколько процентных пунктов.
Впрочем, переплата по кредиту без страхования не такая уж маленькая – варьируется от 8,5 до 12,5 процентных пунктов. Теперь давайте сравним со средней стоимостью автокаско: 5-10% от стоимости авто. Однако тут не нужно забывать, что процентная ставка – не единственный фактор при выборе кредита, не менее важна его срочность и размер первоначального взноса. И тут кредит без страхования явно проигрывает: сроки, как правило, меньше, а первоначальный взнос может быть в несколько раз выше, чем по кредиту со страхованием, доходя до половины от стоимости авто.
Фактически, автокредиты без автокаско по своим основным параметрам приближаются к необеспеченным кредитам наличными. В настоящее время таких «нестраховых» кредитов в месяц выдаётся суммарно на несколько десятков миллионов рублей. При этом по итогам первого полугодия 2019 года только Сбербанка – лидер по размеру «автопортфеля» - выдал кредитов на 111,5 млрд рублей. Второе место за банком ВТБ с 110,8 млрд рублей, третье – за группой Societe Generale с 108,4 млрд рублей. Более того, отечественный рынок автокредитования продолжает оставаться крайне монополизированным, где 80% продаж приходится на пять крупнейших банков. А банки, которые в последний год активизировали продажи кредитов без страхования, как раз не входят эту «великолепную пятерку». Понятное дело, что речь идёт о конкуренции, о попытке отвоевать часть рынка у грандов.
Стоит ли волноваться в связи с ростом популярности новых кредитных программ страховщикам? Даже не смотря на незначительные масштабы, о которых мы написали выше, однозначно стоит. Не секрет, что именно банки – основной на сегодня канал продаж страховых продуктов. Тем более, в том, что касается кредитного страхования. ЦБ, в своем обзоре страхового рынка по итогам первого полугодия сообщает, что количество заключенных договоров страхования автокаско увеличилось до 1,3 млн единиц (+2,4% за год). При этом регулятор прямо отмечает, что увеличение числа договоров «также обеспечено продлением программ господдержки автокредитования и автолизинга». По данным ЦБ число выданных автокредитов во II квартале 2019 года выросло на 8%, а всего в кредит было приобретено 241,2 тыс. автомобилей.
Не стоит забывать, что каско для страховщиков выгодно ещё и потому, что в дальнейшем этим клиентам можно предлагать другие страховые продукты.
Но даже несмотря на рост числа новых договоров, в страховании автокаско сохраняется тенденция снижения стоимости страхового полиса. В ЦБ объясняют это распространением страховых продуктов с франшизами, конкуренцией страховщиков за низкоубыточных клиентов и усеченными программами страхования. Так, по итогам первого полугодия средняя страховая премия снизилась на 4,8% (до 33,1 тыс. рублей) в целом по рынку автокаско и на 5,4% (до 26 тыс. рублей) по договорам с физическими лицами. Для сравнения: еще три года назад средняя страховая премия в этом сегменте была в 1,5 раза выше.
Это сокращение не смог компенсировать даже рост числа договоров, в результате чего объем взносов по страхованию автокаско сократился на 2,6%, до 42,3 млрд рублей. ЦБ предупреждает о том, что собираемость взносов может сократиться еще сильнее, связывая это с падением продаж новых автомобилей.
В том случае, если условия автокредитов без автокаско будут становиться более привлекательными (а предпосылки к этому есть), а их объемы начнут расти более высокими темпами чем сейчас, страховой рынок может столкнуться с ощутимым падением взносов по этому виду страхования.
Каковы перспективы кредитов без автокаско с точки зрения конечных потребителей? Проще говоря, экономить на страховании или нет, даже если банк не настаивает на приобретении полиса? Мы уже упомянули о повышенном первоначальном взносе, высокой ставке, сжатых сроках, осталось добавить, что клиент остаётся, что называется, один на один не только с кредитом – но и на дороге. Кто вернёт ему автомобиль в случае его повреждения или угона? Так уж важна выгода в несколько процентных пунктов в сравнении с рисками на дороге, с их непредсказуемостью? Более того, учитывая существующее сегодня разнообразие подобных страховых продуктов, можно найти автокаско «по вкусу» - выбрать из множества программ подходящий полис.
Валерий КУРГАНОВ, генеральный директор страховой компании «Проминстрах»
Вся пресса за 31 октября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Автострахование, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
22 сентября 2025 г.

|
|
СенатИнформ, 22 сентября 2025 г.
Мигрантов без медстраховки предлагают депортировать

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 22 сентября 2025 г.
Суд защитил наследников заемщика от выплаты долга

|
|
Орел-Регион.ru, 22 сентября 2025 г.
Российские автомобилисты поддерживают реформу доплаты за износ

|
|
Медвестник, 22 сентября 2025 г.
Ежегодные расходы на медицину в США могут достичь к 2035 году 9 трлн долларов

|
|
Финмаркет, 22 сентября 2025 г.
В январе-июне общие сборы по страхованию грузов в РФ увеличились на 8,9%

|
|
360.ru, 22 сентября 2025 г.
Автоэксперт Сажин раскритиковал идею с пожизненным заключением для автоподставщиков

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 22 сентября 2025 г.
Страховка в действии

|
|
Сибирское информационное агентство, Иркутск, 22 сентября 2025 г.
Китайские автомобили: снижение цен на запчасти продолжается

|
|
Российская газета онлайн, 22 сентября 2025 г.
Мошенники активно создают клоны сайтов страховщиков. Как не попасться на уловки аферистов при оформлении полиса

|
|
KubanPress, 22 сентября 2025 г.
Как страховые мошенники действуют на Кубани

|
|
Финам.Ru, 22 сентября 2025 г.
Страховщик Neptune планирует привлечь $368,4 млн в рамках IPO в США

|
|
Авто.ру, 22 сентября 2025 г.
Ограничения скорости, страховка и правила при ДТП: что впишут в ПДД для роботов-доставщиков

|
|
КонсультантПлюс, 22 сентября 2025 г.
Больница не представила на экспертизу протоколы вскрытий – суды решили, что нарушений нет

|
|
Говорит Москва, 22 сентября 2025 г.
Россияне потратили 40 миллиардов рублей на страховку от дронов

|
|
Российская газета онлайн, 22 сентября 2025 г.
Три дня на возврат денег: юрист объяснил новые правила против навязывания допуслуг

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 22 сентября 2025 г.
Сажин назвал перебором пожизненное наказание для автоподставщиков

|
|
raexpert.ru, 22 сентября 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «Совкомбанк страхование жизни» на уровне ruAA

|
 Остальные материалы за 22 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|